Консервация (от латинского слова ?conservare?) обозначает оберегать, сохранять. Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие потери субстанции. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения.
К консервации относятся и превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий. А также различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например ? очистка и закрепление оригинальной субстанции. При консервации нужно, по возможности, использовать традиционные материалы и методы, опробованные десятилетиями и подтвердившие себя в практике. В целом, эти меры должны обеспечивать определённую обратимость ("Reversibilitat") проводимой работы. Современные материалы и методы нужно применять с особой осторожностью.
Тщательный уход и регулярный контроль над объектом приводит к уменьшению риска больших вмешательств и помогает сохранить, по возможности, наиболее достоверный облик и следы (отпечатки) прошедшего времени на данном объекте.
Реставрация (от латинского "restaurare") - заново сделать. На первый план реставрация ставит консервацию. Но рамки её деятельности выходят за пределы чистого сохранения объекта (памятника) и порой навязывают модные понятия (ценности).
Цели реставрации, правда, не в создании нового блеска, что непременно приводит к фальсификации, а в сохранении эстетических и исторических ценностей любого памятника, делая при этом соответствующие выводы (заключения). Она основополагается на уважении и передаче исторического фонда следующим поколениям и основывается на оригинальных документах (материале).
К задачам реставрации относятся реконструкции, замещение отсутствующих частей, которые влияют на эстетический облик и читаемость (понимание) объекта. При этом замещения должны, при близком взгляде, быть однозначно отличимы и состоять из материалов, которые можно без последствий убрать.
В последнее время, реставрация часто занимается тем, что исправляет ошибки предыдущих поколений реставраторов.
К негативным примерам старых времён можно отнести так называемую ?Ре-Реставрацию? или пуристическую реставрацию. Примеры можно найти во всех областях, будь то деревянная скульптура, у которой все слои краски были удалены до самого дерева, или средневековая каменная крепость, где штукатурка с остатками настенных росписей была целиком сбита, чтобы показать всю ?красоту? камня, или теже самые монеты и находки из различных металлов, которые при помощи электролиза или различных химических веществ, были ?раздеты? то металла. При всём этом историческая и эстетическая ценность того, что было удалено, не принималась во внимание.
Особое внимание следует уделять сбору и систематизации данных о состоянии памятника, с учетом данных о примененных материалах и технологиях.