Консервация вместо реставрации

Михаил Сафронов

  Медь и её сплавы

  Медь ? обозначается символом Cu (лат. Cuprum). Температура плавления меди ? 1083 ?С. Простое вещество медь ? это пластичный металл, с давних пор широко применяемый человеком. Так, например, на Ближнем Востоке, обрабатывать мед, человек начал около 10 тысяч лет назад. Приблизительно 6500 лет назад на Ближнем Востоке, на Балканах и в Болгарии появились первые рудники,  и горное дело. В Европе, медь стали обрабатывать намного позже, около 6000 тысяч лет назад[1].

 

Медь встречается в природе, как в соединениях, так и в самородном виде. Источниками меди могут служить такие минералы, как азурит Cu3(CO3)2(OH)2, малахит Cu2CO3(OH)2, халькопирит CuFeS2, борнит Cu5FeS4, ковелит CuS, халькоцит Cu2S и куприт Cu2O.

 

Медь относительно тугоплавкая и в обычном костре, где температура не превышает 800-900. ?С, расплавить её не удастся. Но, при этой температуре, медь становится очень пластичной. При более низких температурах, при ковке, могут появиться трещины[2].

 

  Бронза ? сплав меди преимущественно с оловом. Содержание меди более 60 %. Если количество цинка превышает количество олова, то в результате получится латунь. Все бронзы принято делить на оловянные и без оловянные[3].

 

  Оловяннистая бронза. Для этого, в бронзу, добавляют минимум 9 % олова. Оловяннистая бронза довольно пластична. Для литья, добавляют около 20 % олова. Существует множество оловяннистых сплавов для литья. Так, например, часть цинка заменяли оловом. А так же в сплав добавляли свинец[4].

 

  Латунь ? сплав меди с цинком. Если содержание меди  70 - 90 %, то  такой материал очень пластичный и хорошо подвергается холодному формованию. При этом содержание свинца не должно превышать 0,02 %, иначе металл становится хрупким[5].

 

  Потен ? различные медные сплавы, производимые в античность и средневековье с большим содержанием цинка. В связи с этим, все объекты из этих сплавов приходилось отливать[6].

 

Нейзильбер (буквально, новое серебро) - немецкий сплав, содержащий медь - основа, никель (5-35%) и цинк (13-45%). Обладает высокой коррозионной стойкостью и прочностью, удовлетворительной пластичностью.

 

  ?В зависимости от состава бронза условно делалась на медальную (монетную), в которой олова - 3-8%, цинка - 1%; пушечную, содержащую 10% олова; колокольную, в которой олова 20%, и зеркальную - 30% олова. В XVIII в. появились разнообразные сплавы на основе меди. Ормолу - разновидность латуни, в состав которой входят в равных частях медь и олово или только медь и цинк. Ормолу применялась главным образом для украшения французской мебели и мебели, выполненной во французском стиле. Иногда отливки из ормолу обрабатывали гравировкой или золотили. Гравированный рисунок делали более рельефным путем втирания черного пигмента. Латунь шла также для выделки самоваров, кофейников и других предметов домашнего обихода, осветительных приборов, ручек, кухонной утвари; некоторые предметы лудились. Латунь, содержащая до,10% цинка, называлась томпак. Она широко использовалась в XVIII веке для изготовления дешевых ювелирных украшений. Латунь с содержанием до 20% цинка называлась полутомпак, с 30% цинка - адмиралтейская латунь. Сплавы на медной основе мельхиор и нейзильбер - использовались как заменители серебра. В старой литературе нейзильбер иногда называется аргентан, варшавское серебро, иногда этим названием определяется посеребренная латунь. Отсутствие четкого соответствия названия составу привело к тому, что даже в справочной и специальной литературе позднего времени даны разные составы этих сплавов или разные названия одного сплава. Поэтому приводим определение этих двух похожих по внешнему виду сплавов, данное в Энциклопедическом словаре 1985 г. Мельхиор - сплав, изобретенный во Франции, содержит в своем составе медь главным образом с никелем (5-30%). Обладает высокой стойкостью на воздухе и в воде, хорошо обрабатывается.

 

Технология изготовления различных предметов из металла также претерпела эволюцию: первые изделия изготовлялись холодной ковкой, затем было освоено литье, сначала в открытую форму, затем в закрытую и, как наиболее развитая техника литья, литье по выплавляемым моделям; восковое литье в Египте было уже в III тыс. до н.э. Холодной ковке на смену пришла горячая ковка и использование термообработки для получения специальных свойств металлов. По-разному конструктивно оформлялись предметы, в определенный период появляется ковочная сварка, пайка, сочетание кованых и литых элементов. Предметы перестают иметь чисто утилитарное значение; украшаются насечкой и инкрустацией ножны и рукояти мечей и кинжалов, становятся нарядными элементы конской упряжи и снаряжения всадников, появляется художественно украшенная посуда. Получают развитие различные технические и ювелирные приемы работы с металлами. Нужно заметить, что все это уходит в глубокую древность. Так, в царских гробницах Ура (29 в. до н.э.) был найден золотой кинжал в ножнах, в декорировке которого применялись зернь и филигрань. С древнейших времен стали использовать украшение предметов из меди и медных сплавов другими металлами. Золотилась или серебрилась вся поверхность или выявлялся таким способом рисунок. Появляется инкрустация из золота и серебра. Некоторые предметы декоративно-прикладного искусства из металла имели искусственную патину. Первые опыты по патинированию металлов начались, видимо, в Европе с эпохи Возрождения, вдохновленной открытием античного искусства. Искусство барокко почти всегда предпочитало светлый блестящий металл. В предметах прикладного искусства в стиле рококо старались еще более усилить блеск, чистой бронзы обильным применением позолоты и сплавов, имитировавших золото. Золочение; было очень разнообразным., В ХVIII в. появляется матовое золочение, позолота различных оттенков. Иногда на одной вещи сочеталось матовое и блестящее золочение. Лишь в конце XVIII - нач. XIX в. искусственная патинировка опять входит в моду. Её вдохновителем явилась античность после раскопок Помпеи и Геркуланума. Своеобразное применение она нашла в стиле ам-пир. Патинировались отдельные детали бронзовых украшений мебели, часов, подсвечников. Почти всегда патинирование детали сочеталось с золочением. Плотная черно-зелекая патина, нанесённая без учета моделировки, полностью скрывала цвет металла. Массовое патинирование под старину началось с середины X века. В это время было создано большее число всех известных ныне способов патинировки. Кроме патинирования химическими веществами, применялись пигменты на связующем, масляное горячее патинирование, покрытие цветным лаком. Способы патинировки были секретом мастера или мастерской?[7].

 

вперёд 


[1] Emil Hoffmann: Lexikon der Steinzeit, издательство H.C. Beck, M?nchen 1999, стр. 224

[2] Schutz arch?ologische Funde aus Metall vor Immissionsbedingter Sch?digung, Stuttgart 2000, стр. 30

[3] W. Domke: Werkstoffkunde und Werkstoffpr?fung,  D?sseldorf 1987, 237 f.

[4] W. Domke: Werkstoffkunde und Werkstoffpr?fung,  D?sseldorf 1987, 237 f.

[5] Schutz arch?ologische Funde aus Metall vor Immissionsbedingter Sch?digung, Stuttgart 2000, стр. 30

[6] Schutz arch?ologische Funde aus Metall vor Immissionsbedingter Sch?digung, Stuttgart 2000, стр. 30

[7] М. С. Шемаханской: Реставрация металла, (Методические рекомендации), Москва 1989

Малахит

 Малахит

 

 Добыча и производство меди, картина Генриг Блэхь XVI в. Флоренция

 Добыча и производство меди, XVI в. Флоренция

 

 

 Сыродутная печь. Фото: AiD 03-2005

 

 

 Сыродутная печь, реконструкция. Фото: AiD 03.2005

 Схема печи.

Safronov Mihail       31832 - Springe       Tel. 05041/776253

Рейтинг@Mail.ru